Размер шрифта A A A A
Отключить иллюстрации Черно-белые иллюстрации
Цвет фона          

Технология освоения детьми правил и форм культуры поведения

1-й шаг. Привлечение внимания детей к проблеме, к соответствую­щему правилу и способу культуры поведения.

Задача педагога: вызвать у детей интерес к поведенческой проблеме, желание разрешить возникшую ситуацию.

Действия педагога: введение в ситуацию, рассказ воспитателя или игрового персонажа, показ инсценировки, видеосюжета, картинки.

2-й шаг. Обсуждение с детьми проблемы (события, ситуации).

Задача педагога: вызвать у детей желание высказаться, обратиться к своему личному опыту в аналогичной ситуации.

Действия педагога: постановка проблемных вопросов, обращение к чувствам и переживаниям детей, привлечение примеров из личного опыта (детей в группе, самого педагога, детей из другого детского сада), нацеливание на разные варианты решения проблемы (как поступить).

3-й шаг. Формулирование правила поведения в подобных ситуациях и обстоятельствах.

Задача педагога: побуждать детей самостоятельно сформулировать правило и перечислить соответствующие способы поведения.

Действия педагога: поддерживать самостоятельность детей, поощ­рять активность в высказываниях, предлагать для обсуждения разные варианты, дать окончательную формулировку правила.

4-й шаг. Наглядная фиксация правила и способов его выполнения.

Задача педагога: пробудить фантазию детей, активность в поиске формы наглядной фиксации правила и способов его выполнения.

Действия педагога: поощрять инициативу и активность детей, пред­лагать разный материал для осуществления замысла и предложений детей (краски, фломастеры, трафареты, картинки, символические изображения).

5-й шаг. Практическое разыгрывание ситуаций общения или пове­дения, связанных с выполнением правила.

Задача педагога: упражнять детей в практическом выполнении пра­вил для разрешения ситуации.

Действия педагога: создать проблемно-игровую обстановку, вовлечь детей в ситуацию общения, оказать при необходимости поддержку в выборе способа разрешения проблемной ситуации, включить детей в обсуждение.

6-й шаг. Эмоциональное завершение ситуации.

Задача педагога: закрепить положительное эмоциональное впечатле­ние детей, нацелить на самостоятельное выполнение правила в общении и поведении.

Действия педагога: выразить свое удовлетворение действиями де­тей и закончить эмоциональным моментом — песней (например, «От улыбки станет всем светлей») или общей игрой.


Педагогическая технология развития общения и речи детей

в контексте лексической темы

I - Мотивационный этап. Цель этапа - стимулирование интереса к деятельности, потребности детей в общении, активности речи.

Задачи

Методы и содержание работы

Формы взаимодействия

  • § Развивать диалогическую и полилогическую речь.
  • § Развивать информаци­онно-коммуникативные умения (умение догова­риваться: слушать и слышать друг друга).
  • § Развивать умения спо­рить, убеждать, прихо­дить к общему мнению.
  • § Развивать умения выска­зываться.
  • § Методы стимулиро­вания и мотивации речевой деятельнос­ти и общения детей: сюрпризный момент, создание проблемной ситуации, решение исследовательской задачи, проблемного вопроса, загадывание загадки и др.

 

  • § Ситуации обще­ния.
  • § Образова­тельные ситуа­ции поддержки в самостоятельной деятельности ребенка.
  • § Коллек­тивное обсуждение проблемы.

 

 

II - Этап накопления содержания для общения и речи. Цель этапа — обогащение представлений детей по теме.

  • § Обогащать и активизи­ровать словарный запас детей, развивать планиру­ющую функцию речи.
  • § Воспитывать инициа­тивность и активность в речевой и познаватель­ной деятельности.
  • § Развивать умение выбирать партнера для совместной деятельности, поддерживать и ока­зывать помощь в ходе сотрудничества.
  • § Развивать умение рабо­тать в подгруппе: рас­пределять обязанности, определять последова­тельность деятельности, сообща преодолевать трудности.
  • § На­глядные методы: показ (картин, иллюстраций, предметов и объектов, игрушек); демонстра­ция (компьютерных презентаций, видео- и мультипликацион­ных фильмов, опытов).
  • § Словесные методы: чтение (художествен­ных и познавательных текстов); рассказыва­ние (историй из опыта, сказок, стихов и т. д.).
  • § Практические методы: организация исследо­вательской деятель­ности, изготовление поделок, атрибутов для игр и

т. п.; упражнение в умениях; отгадыва­ние кроссвордов, ребу­сов, сочинение загадок, составление коллажей.

  • § Образовательные ситуации на занятиях.
  • § Экскурсии.
  • § Образовательные ситуации сопрово­ждения общения и речи в режимных моментах.
  • § Подгруп­повые и индивиду­альные ситуации общения и сов­местной деятель­ности.
  • § Поручения и т. д.

 

III – Этап освоения детьми речевых форм и коммуникативных умений. Цель этапа — развитие у детей умения передавать свои мысли в понят­ных для слушателей и адекватных ситуации речевых формах с исполь­зованием формул речевого этикета.

  • § Развивать умения состав­лять описательный и

по­вествовательный рассказ, рассказ-контаминацию.

  • § Развивать речь-рассужде­ние в процессе доказатель­ства, объяснения и пла­нирования деятельности.
  • § Развивать умение переска­зывать художественные и познавательные тексты.
  • § Развивать звуковую куль­туру речи, грамматически правильную речь, интерес к литературе.
  • § Пересказ литературных произведений.
  • § Модели­рование, рассказыва­ние по схеме, образцу рассказа.
  • § Анализ образца рассказа, составление плана рассказа, рассказы по плану.
  • § Составление ди­афильмов.
  • § Совместное рассказывание.
  • § Кол­лективное составление рассказа.
  • § Составление рассказа подгруппа­ми — «командами».
  • § Составление рассказа по частям.
  • § Образовательные ситуации на занятиях.
  • § Образовательные ситуации сопрово­ждения в процессе режимных мо­ментов.
  • § Ситуации общения в разных видах деятельнос­ти.
  • § Совместные словесные и ди­дактические игры.
 

 

IV - Творческий этап. Цель этапа — развитие самостоятельности и творчества детей в речевой деятельности.

  • § Развивать умения твор­ческого рассказывания, сочинительства, речевой импровизации.
  • § Развивать коммуникатив­ные умения в процессе делового, игрового и творческого сотрудничества со сверстниками.
  • § Развивать индивидуаль­ные способности детей: организаторские, художе­ственные, творческие.
  • § Сочинение рассказов по аналогии.
  • § Придумы­вание окончания к рас­сказу (описательному или повествователь­ному); придумывание продолжения и окончания к рассказу.
  • § Со­чинение рассказа или сказки по плану или по схеме.
  • § Сочинение сюжетного рассказа по игрушкам.
  • § Сочине­ние рассказа на тему.
  • § Сочинение рассказа по пословице.
  • § Сочинение загадок
  • § Сочинение лимериков.
  • § Сочинения с использованием методов теории реше­ния изобретательских задач ТРИЗ.
  • § Образовательные ситуации на занятиях.
  • § Образовательные ситуации сопро­вождения в лите­ратурном центре активности и центре искусства 
  • § Обра­зовательные ситу­ации поддержки в самостоятельной деятельности.
  • § Ситуации общения в процессе подго­товки и проведении игр-драматизаций, режиссерских игр, театрализованных игр, показе спекта­клей посредством разных видов театров
 

 

V - Оценочно-результативный этап. Цель этапа — развитие умения доброжелательной и конструктивной оценки и самооценки речевой и коммуникативной деятельности.

  • § Обогащать представления детей о правилах речевого этикета.
  • § Развивать умения слышать и замечать достоинства и недостатки речи свер­стников; доброжелательно оценивать речевые прояв­ления сверстника.
  • § Методы внешней педагогической оценки: анализ-оценка взро­слого; анализ-оценка сверстника; самоана­лиз - самооценка.
  • § Методы сущностной оценки: оперативная диагностика речевых и коммуникативных умений детей
  • § Образовательные ситуации поддер­жки.
  • § Ситуации общения.
 

 

 

Проблемно-игровая технология

Логические и математические игры

Задачи:

  • Овладение детьми средствами позна­ния - эталонами (цвет, форма), эталонами мер (размер, вес), моделями, образами (представлениями), речью.
  • Овладение способами познания - сравнением, обследованием, уравниванием, счетом, классификацией, сериацией и другими. Накопление логико-математического опыта (осведомлен­ности ребенка).
  • Развитие мышления, сообразительности и смекалки.

Этапы:

  • Совместные игры со взрослыми и сверстниками.
  • Игры на уровне проявле­ния самодеятельности.
  • Игры со взрослыми и сверстниками на более высоком уровне (по сравнению с первым этапом). Внесение ребенком изменений в сюжет, проявление элементов творчества, преобразование хода поиска ответов.

Проблемные ситуации

Задачи:

  • Активизации мышления ребенка.
  • Овладение поисковыми действиями, умением формулировать собственные мысли о способах поиска и предполагаемом результате.

Структурные компоненты:

  • проблемные вопросы,
  • действия (поисковые и исследовательские).

В проблемные ситуации для детей дошкольного возраста включа­ются занимательные задачи, вопросы, задачи-шутки и другие виды нестандартного математического материала, поиск ответов на которые протекает активно, с опорой на наглядность.

Образовательные ситуации (развивающие, игровые)

Задачи:

  • Освоение средств и способов познания (сенсорные и измерительные эталоны, речь, модели, срав­нение, счет и обобщение, измерение, классификацию и сериацию).
  • Активизации мышления ребенка.
  • Развитие умения действовать по указанию педагога, образцу, правилам и алгоритмам, собственному замыслу.

Характерны игровая направленность деятельности, насыщение проблемными и творческими задачами, наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследова­ния, схематизацией.

Экспериментирование и исследовательская деятельность

Задачи:

  • Освоение действий по измерению, комбинированию, преобразованию различных материалов и веществ.
  • Знакомство с приборами (термометр, весы, зеркало, магнит и др.).
  • Развитие интереса к познава­тельным книгам как источнику информации.

Экспериментирование как методическая система познавательного развития дошкольников:

  • Наблюдения как  целенаправленный процесс, в результате которого ребенок должен сам получать знания.
  • Поисковая деятельность как нахождение способа действия.
  • Опыты:
  • Ø демонстрационные (показ воспитателя) и лабораторные (дети вместе с воспитателем, с его помощью).
  • Ø кратковременные и долгосрочные.
  • Ø опыт-доказательство и опыт-исследование.

 

Педагогическая технология развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста

в процессе экспериментирования (Т. И. Бабаева, О. В. Киреева)

Мотивационно-ориентировочный этап

Актуализация интереса детей к опытам: радость открытия, со­здание в группе положительной атмосферы, ситуаций, вызывающих интерес, удивление, эмоциональный отклик у детей (фокусы, проблем­ные ситуации, приемы ТРИЗ).

Содержательно-деятельностный этап

Развитие уме­ний детей решать более сложные проблемные ситуации в условиях усложняющегося экспериментирования.

Инициативно-творческий этап

  • Совместный исследо­вательский поиск в рамках проекта («Как много интересного вокруг»).

  • Родители и дети включаются в написание «Энциклопедии наших открытий», посещение музеев, выезды на природу.

 

Педагогическая технология 
IступенькаУВИДЕТЬ!(Реальные объекты мира: природа и ее создания; предметы созданные трудом человека)
В художественных изображениях:- живописи,
- графике,
- скульптуре,
- декоративно- прикладном искусстве,
- архитектуре.
Эмоциональное восприятие образа обогащение чувственного опыта ребёнка яркими впечатлениями, опора на потребность ребёнка в изучении мира – «Что такое?», эмоциональный интеллект.
- Наблюдение.
- Опробование.
- Обследование.
- Игры-экспериментирования.
- Игры-имитации.
- Игры-фантазирования.
- Игры-диалоги.
- Эмоциональный рассказ воспитателя из личного опыта.
-  Творческие рассказы детей (оживление образа).
II ступенькаУСЛЫШАТЬ!
В звучащих искусствах:музыке,
поэзии,
прозе,
фольклоре.
-//-//-//-
Игры-фантазирования.
Игры-диалоги.
Творческое рассказывание.
Слушание музыкальных/литературных произведений
(услышать, о чем говорит).
III ступенькаОБЫГРАТЬ!
Умом, лицом, телом:пантомиме,
двигательной игре,
дидактической игре,
драматизации.
Эмоциональное восприятие образа обогащение чувственного опыта ребёнка яркими впечатлениями, реализация потребности «играть», опора на игру как ведущий вид деятельности. 
Игры-имитации
Игровые  образовательные ситуации «Разноцветные сказки», «Что сделал художник?» и др.
Игры-экспериментирования
«Что будет, если…».
Дидактические игры на:
 формирование представлений о цвете («Кораблик», «Украшай-ка»);
умений изображать форму  («Портрет», «Камни и шишки»,
«Живые фигурки», «Ералаш», «Подумай-дорисуй»,«Волшебная веревочка», «Я-художник», «Украшай-ка»);
составлять композицию («Придумай сказку», «Сухие цветы», «Камни и шишки», «Волшебная веревочка», «Художники-иллюстраторы»).
IVступенькаСДЕЛАТЬ! (собственная изобразительная деятельность)
Замысел, его этапы:
I –  тема, сюжет,II – композиция,III – материал,IV – инструмент,V – способ действия,VI – место работы,VII – разделение труда (в коллективной работе).Воплощение замысла.
Результат (оценка результата).
 
Творческий продукт реализация потребности ребенка в самовыражении, самостоятельности; взаимо-действие,со-трудничество,со-творчество. 
I: Создание проблемной ситуации – эмоциональное погружение в тему, возникновение состояния «ХОЧУ».II: Совместное определение проблем, выдвижение гипотез по их решению, обсуждение и составление плана деятельности («Как нарисовал художник»? – репродукции, картины).III: Координация самостоятельного поиска - самостоятельный выбор материалов, места, инструментов, партнеров деятельности  и др. :общение,
поисковая деятельность,
экспериментирование: что? на чем? как?
Правила деятельности.IV: Художественно-творческая деятельность.VI: «Любование», совместное обсуждение содержания, итогов работы; выдвижение новых идей, доработка, дополнение деталями, продолжение развития темы, «манок» к предстоящей новой деятельности («рождение» интереса).

В практике физического воспитания в ГБОО  используются разнообразные методы.  Специфическую основу методов физического воспитания составляет регулирование

нагрузок и их гармоничное чередование с отдыхом.

1.

Наглядные – создают зрительное, слуховое, мышечное представление о движении, обеспечивает яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений ребенка.

Наглядно-зрительные приемы:

  • показ физических упражнений,
  • использование наглядных пособий (рисунки, фото и др.),
  • имитация (подражание),
  • зрительные ориентиры (предметы, разметка поля).

Наглядно-слуховые приемы:

  • музыка,  песни.

Тактильно-мышечные приемы:

  • непосредственная помощь воспитателя.

2.

Словесные – помогают ставить перед ребенком двигательную задачу, раскрывают содержание и структуру движения, активизируют мышление детей, способствуют осоз­нанному выполнению физических упражнений, активизации идеомо­торных актов (перехода представлений о движении мышц в реальное выполнение этого движения).­

  • Объяснения, пояснения, указания.
  • Подача команд, распоряжений, сигналов.
  • Вопросы к детям.
  • Образный сюжетный рассказ, беседа.
  • Словесная инструкция.

3.

Практические - обеспечивают проверку двигательных дей­ствий ребенка, правильность их восприятия, моторные ощущения.

  • Повторение упражнений без изменений и с изменениями.
  • Проведение упражнений в игровой форме.
  • Проведение упражнений в соревновательной форме.

Галерея

Смотреть все
+ 7 (812) 417-28-59
+ 7 (812) 573-95-73
пн-пт с 8:00 до 20:00 Санкт-Петербург пр. Космонавтов д.40, кор.2
ул. Благодатная д.45