Адаптация — это механизм привыкания к новым условиям окружающей среды. Большое значение играют установки посещения детского учреждения. То есть «зачем» родители отдают ребенка в детский сад.
- Отдают в д.с. потому, что родители работают и ребенка не с кем оставить.
- Появился еще один малыш.
- Родители устают от активного чада. Особенно-мамы.
- Желание родителей, переложить родительские обязанности на «чужие плечи». Чтобы его там научили кушать, ходить на горшок, перестать мочиться, отучить от соски и т.д.
- Для общения со сверстниками...
- Для общего развития малыша.
Естественно лучше способствует адаптации последние две установки. А вот первые четыре дают установку «отвержения». Подсознательно ребенку закладывается, что родителям не до малыша.
Поэтому родителям надо четко представлять, зачем они отдают ребенка в детское учреждение и подкорректировать свое отношение к этому важному событию.
Необходимо учитывать также индивидуальные и половозрастные особенности детей. Легче привыкают к чужой обстановке и переносят разлуку с близкими: девочки с трех лет и мальчики с четырех лет. У мальчиков эмоциональная зависимость немного дольше.
Для того, чтобы взрослы поняли и почувствовали состояние своих малышей, необходимо вспомнить свои ощущения при переходе на новую работу, ли если был- опыт перехода в новый класс. Как им было тяжело- новые люди, незнакомая обстановка, новые требования, новые взаимоотношения. А малыши испытывают еще больший стресс, так как подмешивается состояние полной зависимости от чужих взрослых, непонимание для чего его отдали/ ведь до этого ему было хорошо дома/, чужие запахи, шум и т.д. И все может усугубить раздражение родителей от плача и нежелания расстаться малыша с мамой.
Поэтому, я предлагаю несколько рекомендаций, способных смягчить процесс адаптации.
- Заранее рассказать ребенку о детском саде, привести положительные примеры других детей.
- Заблаговременно посетить детский сад с ребенком, познакомиться с воспитателями, посмотреть группу, поиграть на детской площадке.
- Если ребенок сосет соску, то отучить его надо месяца за два-три, научить еще дома ходить в горшок, есть ложкой.
- Питание ребенка необходимо подстроить под стандартное меню детского сада, также важно соблюдать режим, принятый в детском учреждении.
- При первом общении с воспитателями необходимо установить доверительные отношения, исключить критику в присутствии детей. Кому доверяет мама – тому и ребенок. Важно всегда об этом помнить.
- Родителям необходимо рассказать воспитателям о своем ребенке как можно больше: -ласкательное имя - что любит - как успокаивается - чего боится. Все это поможет создать наибольший комфорт Вашему малышу.
- Непосредственно перед первым посещением необходимо настроить ребенка: рассказать об игрушках, которые его ждут, о новых друзьях, о том, как можно обратиться к воспитателю.
- С вечера вместе с ребенком приготовьте одежду, пижаму, носовой платочек.
- Будет очень хорошо, если ребенок возьмет с собой любимую игрушку. Вместе с ней он будет ходить в садик. Родители смогут узнавать о чувствах ребенка, если будут спрашивать о том, что происходило с игрушкой. Малыш будет проектировать свои чувства именно на нее.
- Будет замечательно, если мама первое время походит в детский сад вместе с ребенком — это поможет ему лучше освоится. Однако, если мама очень тревожная, то ребенок быстрей адаптируется если будет сразу ходить в садик самостоятельно. В этом случае поможет либо быстрое расставание, либо если папа отводит малютку в садик.
- Поможет и напоминания: «ты уже большой», «все работают, и это твоя работа» и т.д.
Первую неделю необходимо ограничить посещение детского садика до 12 часов, то есть до обеда. Но если малыш плачет, то до прогулки. Первые полгода желательно, чтобы ребенка забирали непозднее 17 часов- организм должен настроиться на новые нагрузки.
Но самое главное — это позитивный настрой самой мамы- так как связь с ребенком еще очень сильна и ее внутреннее состояние напрямую влияет на состояние ребенка.
В первые дни поведение у малышей разное. Одни бурно кричат при расставании, но стоит ей уйти- быстро переключаются, другие тихонечко плачут в течении дня, третьи просто молчат.
Самый сложный период на третий- пятый день. Именно поэтому первые две недели можно сократить пребывание до четырех дней в неделю.
Очень важно уделить внимание совместным прогулкам после детского сада, можно идти в садик пешком- поговорить о приятном, чтобы закрепить сам факт посещения приятными событиями.
Дома первый месяц ограничить посещение гостей и походы в гости, что снизить эмоциональный накал, испытываемый ребенком.
Ни в коем случае не обещать забрать малыша первым- всегда есть шанс, что Вас опередят, а у ребенка появится лишний повод для расстройства.
Прогуливать посередине недели тоже не рекомендую- у ребенка появляется шанс для манипуляций.
В общем я желаю всем успеха в этом нелегком, но очень важном этапе жизни семьи.
Педагог-психолог Рысева О.Н.