Размер шрифта A A A A
Отключить иллюстрации Черно-белые иллюстрации
Цвет фона          
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Тема: «Как формировать познавательную мотивацию у дошкольников»

3 февраля в 18.00

ПЕДАГОГИ:

  • Лариса Васильевна Литовка (педагог по изо деятельности)
  • Татьяна Николаевна Земскова (музыкальный руководитель)
  • Виктория Александровна Синявская (логопед)
  • Татьяна Анатольевна Глазунова (руководитель физического воспитания)
  • Ольга Николаевна Рысева (психолог)
  • Майя Вячеславовна Твардовская (логопед)

1. Вступительное слово. Рысева О.Н.

Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив — это определённая потребность». Например: жажда — это потребность, желание утолить жажду — это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется — это цель.

Новый стандарт дошкольного образования ставит целью формирование у дошкольников мотивации к познанию и творчеству. Такую мотивацию, возможно, формировать в непринужденной атмосфере игровой и творческой деятельности, через искусство, сказку, исследовательское конструирование.

В ФГОС ДО выделено пять образовательных областей:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие

Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. В то же время очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием фактических знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности

Понятие познавательной мотивации внутренне связано с другими, смежными понятиями среди которых можно выделить: познавательный интерес, познавательную деятельность, творчество (креативность), познавательную активность, любознательность. Именно поэтому мы рассматриваем ее как базовую предпосылку формирования учебной деятельности. Исследования показывают, что наибольшая степень эмоциональной вовлеченности, инициативности и целенаправленности наблюдается у детей в ситуациях совместного действия со сверстником и взрослым, а наименьшая – в ситуации индивидуальной деятельности.

Эмоционально дети более вовлечены, когда они работают вместе.

Показатели выраженности познавательной мотивации:

  • Эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании, экспрессивно-мимические проявления интереса, положительный эмоциональный фон).
  • Целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца).
  • Степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности).

2. Взаимодействие с родителями с использованием информационных технологий (MIMIO) по областям ФГОС:

  • социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие – Рысева О.Н.
  • речевое развитие - Синявская В.А. Твардовская М.В.
  • художественно-эстетическое развитие - Литовка Л.В., Земскова Т.Н.,
  • физическое развитие - Глазунова Т.А,

В процессе взаимодействия родители отрабатывали приобретенные умения.

3. Подведение итогов. Твардовская М.В.

Семья играет решающую роль в формировании мотивационной сферы ребенка, прежде всего социальных и познавательных потребностей, которые начинают закладываться и развиваться уже в ранние периоды детства. Важное значение имеет повседневное общение с ребенком.

Правильно поступают те взрослые — не только родители, но и другие члены семьи,— которые основное внимание уделяют повседневному общению с ребенком. Они рассказывают ребенку много интересного, читают детские книжки, вместе рисуют, придумывают сказки, разъясняют разные природные явления. Дома они вместе проговаривают то, что видели на прогулке,— это легко делается под предлогом рассказа другим членам семьи, но те, естественно, должны проявлять при этом полную заинтересованность. Всем этим они способствуют расширению кругозора ребенка, развитию пытливости и любознательности

Правильно поступают те родители, которые поддерживают в ребенке стремление узнавать новое, поддерживают желание спрашивать тем, что не жалеют времени, чтобы отвечать на подобные вопросы. Если заданный малышом вопрос послужил отправной точкой для общения, этим самым вы поддержали в нем стремление задавать их и дальше и, значит, дали еще один толчок к возникающей тяге к познанию. Будете поддерживать задаваемые ребенком вопросы — они перерастут в привычку искать в окружающем мире неизвестное, незнакомое, непонятное, вызывающее вопрос. Образовавшаяся привычка со временем становится потребностью. Став потребностью, она уже требует своего удовлетворения и начинает мотивировать многие поступки ребенка — и желание научиться быстрее читать, и расспросы окружающих, и собирание коллекций с гербариями и т. д.

Полученные новые сведения ребенок осваивает в игре. Без этого они либо просто забываются, либо не могут быть использованы и в лучшем случае могут пригодиться для ответов на вопросы взрослых.

Многие знания, полученные от старших, ребенок закрепляет не только в игре, но и в реальных практических действиях. Например, после того как вы научили ребенка определять по часам время, вы можете его два-три раза в день попросить пойти в другую комнату и посмотреть там, который час. Конечно, для ребенка здесь важен момент общения, а не то, нужно ли было вам на самом деле узнать время. Если это дается с трудом, можно сначала ограничить дело часовой стрелкой. Потом ввести отсчет и поминутной — сначала только полчаса, потом четверть часа и так далее. Почти наверняка в какой-то момент ребенок начнет вводить определение времени по часам и в свои собственные игры: кукла будет узнавать время у мишки, мишка у зайки и т. д.

Галерея

Смотреть все
+ 7 (812) 417-28-59
+ 7 (812) 573-95-73
пн-пт с 8:00 до 20:00 Санкт-Петербург пр. Космонавтов д.40, кор.2
ул. Благодатная д.45